пятница, 15 декабря 2017 г.

Игры на развитие мышления


Игры на развитие мышления
Уважаемые родители и коллеги, предлагаю Вашему вниманию игры на развитие мышления. По опыту знаю, что такие игры нравятся ребятам. Данный материал я взяла здесь  https://ddu28grodno.schools.by/pages/kartoteki-dlja-skachivanija.
КТО ЧТО ЛЮБИТ?
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.
Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...
НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ
Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.


ЧЕРЕДОВАНИЕ

Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.
УПРАЖНЕНИЕ на развитие гибкости ума и словарного запаса.

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. - назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты. - назови слова, относящиеся к спорту. - назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.
ГОВОРИ НАОБОРОТ

Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.
БЫВАЕТ-НЕ БЫВАЕТ

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.
СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ)

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"
Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.
Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.
УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
КТО КЕМ БУДЕТ?

Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д.
Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.
РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.
ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.
НЕЛЕПИЦЫ

Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.

14 комментариев:

  1. Анна Анатольевна! Интересно! А эти игры подходят для детей любого возраста? Мне кажется, что они подходят и для детей младшего школьного возраста.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, в эти игры можно играть с детьми дошкольного возраста. Мне кажется, всем детям будут интересны подобные игры. И ребятам помладше тоже.

      Удалить
  2. Отличная подборка игр, Анна! Большое спасибо за полезный материал!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. Я рада, что пригодилось. Сама знаю, что хороших игр не так то просто найти. Спасибо этому сайту.

      Удалить
  3. Спасибо, Анна, за представленную подборку игр. Практически во все из них мы с ребятами с удовольствием играем. Очень понравилась игра "Кто кем (чем) будет?" Беру в копилочку!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нелли Анатольевна, здравствуйте. Мы с ребятами тоже играем в подобные игры. И использую для игры со своим ребёнком. Получается интересно и весело. Ребята такие выдумщики.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Интересные и полезные игры Вы подобрали.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анжела Мингливарисовна, здравствуйте. Развитие мышления важный процесс. Особенно, когда он сопровождается в форме игры. Спасибо

      Удалить
  5. Спасибо, Анна, за Вашу подборку игр. Нашла много интересного для занятий с внученькой

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, я рада, что пригодился материал.

      Удалить
  6. Анна Анатольевна, здравствуйте! Отличная подборка! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Катерина Рамазановна. Игры действительно интересные. Спасибо.

      Удалить
  7. Анна Анатольевна, спасибо за подборку игр на мышление. У меня подборок много разных, но точно знаю игр на развитие мышления много не бывает)) Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия Геннадиевна, здравствуйте. Я рада, что материал пригодился.

      Удалить

Мне важно Ваше мнение!